Творчество Катажины Кобро долгое время оставалось неисследованным и неоценимым. Выдающаяся польская скульптор и художница творила в духе авангардизма. В работах Кобро можно последовать супрематизм, конструктивизм, неопластицизм и другие стили авангардизма. Знаковым городом в жизни художницы была Лодзь. Именно с этим польским городом связана большая часть творческой жизни Катажины Кобро. В Лодзи Кобро вместе с другими художниками, назвавшими себя «революционными художниками», заложили основу создания лодзинского Музея искусств, пишет lodzski.eu.
Ранние годы жизни
Катажина Кобро (в некоторых источниках часто встречается Екатерина Кобро) родилась 26 января 1898 г. в Москве. Будущая скульптор и художница имела немецко-русское происхождение. Ее отец Николас фон Кобро был этническим немцем и был обеспеченным судовладельцем. Мать Катажины – россиянка Евгения Розанова.
Ранние детские годы Катажина Кобро провела в Риге. Потом была Варшава, куда юная Катажина уехала для учебы в гимназии. Все перевернула Первая мировая война – девушке пришлось вернуться в Москву, куда была эвакуирована Варшавская женская гимназия.
Еще в подростковом возрасте Катажина проявляла любовь к искусству. В ее аттестате зрелости самые высокие оценки были за рисование, уроки труда и естествознание.
В возрасте 18 лет будущая скульптор работала сестрой милосердия в одном из госпиталей, куда попадали раненые солдаты царской армии. В госпитале Катажина познакомилась со своим будущим мужем – художником Владиславом Стржеминским, получившим серьезные ранения на фронте. В полевом госпитале Стржеминском полностью ампутировали правую ногу и левую руку по локоть. К концу жизни он передвигался на опорных костылях.
Еще в госпитале между художниками появилась взаимная симпатия. Кобро стало новым смыслом жизни для раненого Стржеминского.
В течение 1917-1920-х годов Катажина Кобро учится в Москве в Московском училище живописи, скульптуры и архитектуры. В настоящее время здесь преподают выдающиеся художники-авангардисты: Казимир Малевич, Ольга Розанова, Владимир Татлин. Исследователи творчества Кобро предполагают, что вышеупомянутые художники оказали большое влияние на взгляды Катажины, что позже нашло подтверждение в ее произведениях.
В 1918 году Кобро вступило в союз московских художников, которых объединяли левые взгляды. Кроме этого в этот период Кобро активно общалась с художниками-конструктивистами, входившими в «Сообщество молодых художников».
После третьего года учеба Катажина Кобро поселяется в Смоленске, где берется за разные работы, чтобы зарабатывать себе на жизнь. После прихода к власти большевиков родители Катажины и ее сестра переехали в Ригу, а другая сестра Мария осталась в Москве.
В 1920 году Кобро и Стржеминский женятся.
Переезд в Польшу

Некоторое время супруги жили и работали в Смоленске. В этом городе Кобро читала лекции по скульптуре в свободных мастерских. Кроме этого Кобро работала как сценограф и плакатист. Позже племянник скульптоши – Георг Кобро вспоминал, что именно его тетка вдохновила своего мужа Срежеминского погрузиться в искусство.
В 1920 году в Смоленске были созданы самые ранние скульптурные работы Кобро, сочетающие в себе элементы футуризма и кубизма. К сожалению, первые работы Кобро были утрачены. Они стали известны только благодаря реконструкциям польского историка, искусствоведа и исследователя творчества Кобро и Стржеминского Януша Загродзки.
В 1922 году Кобро и Стржеминский жили в Киеве и Львове. Из Львова Кобро и Стржеминский нелегально отправились в Польшу, где позже получили гражданство.
Молодые супруги сразу погрузились в активную творческую деятельность и заняли заметное место в культурной жизни Польши. В 1924 году Стржеминский и Кобро участвовали в создании авангардистской группы художников под названием «Блок кубистов, супрематистов и конструктивистов». Группа художников также выпускала одноименный журнал. В одном из выпусков журнала были опубликованы фото скульптур Катажины Кобро.
В этом же году Кобро и Стржеминский обвенчались в католическом храме в Риге, куда Кобро приезжала для того, чтобы увидеться с семьей.
Супружеская пара художников недолго входила в «Блок кубистов, супрематистов и конструктивистов» – в конце 1924 года скульптор и художник покинули объединение авангардистов. В 1925 году Кобро создает еще две скульптуры – «Пространственную скульптуру» и «Пространственную композицию». В обеих работах скульптор использовала выразительные абстрактные геометрические формы, которые позже стали основой ее произведений. Работы Кобро не сразу получили одобрительные отзывы, долгое время публика не могла их воспринять. Казалось, что Кобро, словно опередив своих современников на десятилетие, ведь настоящая слава и интерес к работам Кобро пришли в 80-е годы.
Впервые скульптуры Катажины Кобро были представлены на выставке в варшавской галерее «Захента». Конец 20-х годов прошлого века для супругов Кобро и Стржеминского прошел под знаком тесного сотрудничества. Стржеминский, к слову, был уверен в уникальности таланта своей жены и убеждал в этом тех, кто со скептицизмом относился к ее творчеству.
В 1929 году Катажина Кобро, Владислав Стржеминский, Генрик Стажевский, Ян Бженковский и другие создают группу так называемых революционных художников. Члены группы выдвигали много интересных идей, среди которых главным было создание международной коллекции современного искусства в городском музее истории и искусства в Лодзи.
Лодзь – город, с которым связана основная часть творческой жизни Кобро

В 1931 году Кобро и Стржеминский переезжают в Лодзь. Именно с этим польским городом связана большая часть творческой жизни Катажины Кобро. В Лодзи супруги учительствовали и продолжали вести активную творческую деятельность. Помимо творчества Кобро также занималась активной общественной деятельностью.
Находясь в Лодзи, Кобро и Стржеминский, продолжают сотрудничество с другими «революционными художниками». В течение 1929-1932 годов «революционные художники» собрали коллекцию произведений современного искусства не только польских, но и иностранных художников. Эта коллекция стала фундаментом открытия Музея искусств в Лодзи.
В ноябре 1936 года у Кобро и Стржеминского рождается дочь Ника. В это время скульптор несколько отходит от творчества и посвящает себя материнству и домашним делам.
После начала Второй мировой войны семья переезжает в белорусский Вилейка. Однако остается там ненадолго и вскоре семья снова возвращается в Лодзи, которая к тому времени была оккупирована нацистами.
Вернувшись домой, супруги обнаружили, что часть их оставленных в подвале работ исчезла. Оказалось, что новые жители просто выбросили на свалку скульптуры Кобро и картины Стржеминского. Некоторые работы, преимущественно те, которые были выполнены из металла, Кобро удалось найти.
Послевоенные годы были очень сложными для Кобро – скульпторшу преследовали нищету. В 1945 году она даже сожгла часть своих деревянных скульптур для того, чтобы приготовить еду голодной дочери. Вдобавок еще и треснул брак со Стржеминским – художник пытался лишить Кобро родительских прав, правда, безуспешно.
В это тяжелое время скульптор работала над гипсовыми скульптурами под названием «Акты». Даже в послевоенные годы к творчеству Кобро относились сдержанно и неоднозначно. Кроме этого Кобро почти всегда была в тени своего мужа-художника.
В 1950 году Катажина Кобро заболевает онкологическим заболеванием. В феврале 1951 года скульптор умерла. Катажина Кобро была похоронена на православной части кладбища в Долах Лодзи.
Кобро оставило небольшое, но ценное и интересное творческое наследие. После смерти скульпторши ее работы были реконструированы – это позволило увидеть новаторство и смелость художницы.
В 80-90-е годы критики и искусствоведы изрядно заинтересовались биографией и творчеством Кобро. Ее работы активно демонстрировались на выставках не только в Польше, но и за границей. В 1999 году в Музее истории Лодзи прошла персональная выставка художницы и скульпторши Катажины Кобро.
Вклад Кобро в создание Музея искусств в Лодзи

Как уже упоминалось выше, Катажина Кобро приложила немало усилий, чтобы в конце 20-х годов прошлого века собрать коллекцию произведений современного искусства. Вместе с другими художниками, входившими в группу «революционных художников», Кобро стояла у истоков основания Музея искусств в Лодзи.
Целью музея является изучение и презентация авангардного искусства и прогрессивных художественных явлений.
Каждый год Музей искусств в Лодзи присуждает премию им. Катажины Кобро. Премия присуждается художнику, которого выбирает коллегия художников – представителей разных видов искусства. Идея основать награду возникла у группы художников совместно с дочерью Кобро – Никой Стржеминской.
Музей искусств в Лодзи присуждает премию им. Катажины Кобро за прогрессивность, инициативность и поиск новых решений в художественном искусстве. Именно таким было творчество Катажины Кобро – прогрессивным, инициативным и новаторским.